Ерлан Саиров: Праймериз Nur Otan открыт для всех

Известный казахстанский политолог, член попечительского совета общественного фонда «Birgemiz» Ерлан Саиров рассказал в интервью Liter.kz об особенностях нового Закона о мирных собраниях и объяснил почему праймериз партии NurOtan является важным политическим событием для всего казахстанского общества.
– Ерлан Бияхметович, в скором времени в Казахстане должны принять новый Закон о митингах и собраниях. Он прошел через Мажилис и выходит на финишную прямую. Законопроект вызвал бурные обсуждения в обществе. Вы уже говорили, что новый закон – это существенный прогресс в общественном развитии. На ваш взгляд, учитывает ли он рекомендации общественных организаций Казахстана? И в чем разница между действующим законом и новым с точки зрения его либерализации?
– В обществе существует огромный запрос к демократизации политических процессов и либерализации общественного бытия. В этом отношении рассматриваемый Сенатом проект Закона о мирных собраниях является одним из элементов политического плюрализма в нашей стране.
Нужно отметить, что МИОР РК при разработке концепции законопроекта для обсуждения привлекло правозащитников, общественных деятелей, представителей гражданского общества, социальных сетей, политологов и социологов.
Процесс обсуждения этого законопроекта стал одним из прецедентов, когда были услышаны голоса всего спектра политического процесса нашей страны.
При рассмотрении законопроекта в Мажилисе с участием Спикера нижней Палаты Нурлана Нигматулина был проведен круглый стол с присутствием представителей гражданского общества и международных организаций.
Были учтены все замечания, которые исходили от членов НСОД, от представителей гражданского общества.
При разработке законопроекта в Мажилисе было обращено внимание на следующие концептуальные вопросы. Первое – презумпция проведения митинговых собраний, то есть государственные органы или частные лица не имеют права мешать каким-либо образом проведению мирных собраний. Второе – переход к уведомительной системе проведения мирных собраний и митингов. Третий очень важный аспект – одиночный пикет.
В любой точке населенного пункта или города можно проводить одиночные пикеты. Были сняты все ограничения, касающиеся деятельности журналистов, то есть как разработчик, так и Мажилис Парламента максимально прислушались к конкретным предложениям представителей гражданского общества. Поэтому есть все основания полагать, что этот закон будет большим прогрессом в общественно-политическом процессе нашей страны.
Самое главное – этот закон стал обсуждаемым. Его обсуждают правозащитники, политологи и представители международных организаций. При обсуждении этого законопроекта мы должны обратить внимание на следующий аспект: философия этого закона заключается в мирном и эволюционном развитии политического процесса в нашей стране. Поэтому, естественно, в этом законе есть определенные ограничения нигилизма и отрицания права. Мы не должны отрицать правовые отношения, а также суверенные законы нашей страны. Это очень важный аспект в развитии политического процесса государства.
– Новый закон вызвал и определенную критику со стороны некоторых казахстанских общественников и активистов. Так, например, правозащитник Евгений Жовтис считает, что новый закон построен на концепции того, что мирные собрания – угроза общественной безопасности, что противоречит международному праву. Что вы думаете об этом?
– Хочу сказать, что я с большим уважением отношусь к Евгению Жовтису, считаю его патриотом нашей страны, который вносит очень большую лепту в развитие общественных процессов нашей республики. Он, кстати, также принимал участие в заседаниях рабочей группы по данному закону.
Тем не менее, есть некоторые принципиальные моменты, по которым мы не можем прийти к согласию в обсуждении данного законопроекта. Во-первых, мы должны говорить «да» в Казахстане демократии и плюрализму мнений. Будущее Казахстана – за демократией, но мы должны понимать, что для нас суверенитет и независимость нашей страны являются высшей ценностью. Поэтому не должно быть норм и каких-то правил, которые бы ограничивали суверенитет нашей страны и которые были бы противопоставлены ее независимости.
Национальные интересы важнее всего. Это ярко проявилось в мировой борьбе с пандемией. Посмотрите – азиатские демократии с минимальными потерями справились с ней за счет жесткой централизации действий властей и политики ограничений. А наибольшие потери несут сверхлиберальные страны Западной Европы, а также США. Перед нами был простой выбор – хаос и множество смертей или жесткое управление ситуацией. Мы выбрали второе, и спасли тысячи жизней. Так что у каждой страны – свой путь, и мы вправе строить свою модель демократии в Казахстане. Жизнь и интересы наших граждан, суверенитет страны – для нас важнее всего.
Поэтому на самом концептуальном уровне философия этого закона проявляется в том, что при любом демократическом развитии в первую очередь мы должны думать о ценностях и суверенитете нашей страны. Конечно, зарубежные и международные организации могут иметь свою точку зрения и свою философию, но в Казахстане живут граждане нашей страны и они имеют право на собственные взгляды, в том числе в вопросах принятия того или иного законопроекта, касающегося политических процессов в нашей стране.
Во-вторых, когда мы рассматриваем подобные законы, мы должны знать, что мы живем в цифровую эпоху, и идет тенденция цифровой демократии. Многие выражают свою точку зрения в социальных сетях и поднимают насущные вопросы. Эти вопросы можно решать, не выходя на митинги и собрания, тем самым меняется социальный ландшафт. Поэтому мы должны понимать, что не все самые главные моменты политического процесса решаются на митингах, собраниях и пикетах. Хотя митинги и собрания являются одним из главных аспектов свобод нашей страны.
— Вы сказали про различные модели демократии. Как вы считаете, какие шаги необходимы для усиления демократических трендов у нас?
— Демократия, прежде всего, согласование позиции, внятные принципиальные предложения и точные процедуры внедрения идей граждан. В этом – суть демократии. Пандемия показала, что при усилении роли государства, как основного гаранта устойчивости страны, регулирующая роль в социально-экономическом процессе будет расти. Поэтому нам всем следует работать над логическим развитием демократической роли государства. Я уже отметил, что будущее Казахстана – за демократией и плюрализмом мнений. Только демократия должна быть суверенной. Вначале – суверенный Казахстан, потом демократия. Вот главный алгоритм.
Есть другой аспект, который нельзя упускать из виду, процедуры демократии – обязанность не только  государства. Гражданское общество, по своей линии, должно работать над внедрением передовых общественно-политических  опытов, которые востребованы и на нашей почве.
Сегодня стало модным ругать партию Nur Otan, обвинять ее во многих грехах. Конечно, у этой партии есть свои недостатки. Но я хотел бы обратить внимание на один нюанс. В электоральный период партия «Nur Otan» инициировала внутрипартийный праймериз. Это очень хороший международный опыт, который показал свою необходимость в политическом процессе западной демократии. Этот метод политического процесса является возможностью для истеблишмента участвовать в обсуждении всего спектра проблем в нашей стране. Ведь в праймериз могут участвовать и внепартийные игроки.
Почему бы нашим политическим активистам, у которых есть свое принципиальное мнение, не участвовать в этом праймериз. Это же прекрасная возможность выявить общественные и социальные проблемы и находить пути решения этих задач. Ведь если критикуешь, надо предлагать выход из ситуации. Я призываю всех активистов в центре и на местах активно участвовать в партийном праймериз партии Nur Otan.
Нам изменение политической культуры и внедрение принципов плюрализма мнений следует начинать с себя. Только тогда мы придем к торжеству и идеалам демократии и плюрализма мнений.

Похожие публикации

Лента новостей

19.09.20
Нурсултан Назарбаев принял участие в презентации международного туристического хаба
19.09.20
Нұрсұлтан Назарбаев халықаралық туристік хабтың таныстырылымына қатысты
07.09.20
Байбек о Послании: Президент проявляет твердость и политическую волю
07.09.20
Бауыржан Байбек: Президент саяси ерік танытып, сабақтастықты жалғастыруда
04.09.20
«Nur Otan»-да Денсаулық сақтау және Еңбек вице-министрлеріне шара қолдануды талап етті
01.09.20
Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 2020 жылғы 1 қыркүйек
28.08.20
Елбасы: Праймериз надо организовать честно, прозрачно и в равных условиях для всех участников
27.08.20
Елбасы присвоили статус «Чемпион за мир, свободный от ядерных испытаний»
27.08.20
Нұрсұлтан Назарбаев «Ядролық сынақтардан азат әлем үшін чемпион» мәртебесіне ие болды
25.08.20
«Ақындардың да мінберде сөйлейтін кезі келді» – ақын Жүрсін Ерман
25.08.20
Қазақстанда жүрегін алғаш ауыстырған адам праймеризге қатысады
25.08.20
1 сентября Токаев озвучит основные цели посткризисного развития Казахстана
25.08.20
«Я хочу развивать транспортную отрасль во благо людей»: генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк»
25.08.20
«Смелее! В праймериз ждут не равнодушных»
25.08.20
Байбек и Есмагамбетова утвердили специальные санитарные требования при проведении праймериз
25.08.20
Байбек «Nur Otan» праймеризінде пікірсайыстар мен үгіт-насихаттың қалай өтетінін түсіндірді
17.08.20
«Nur Otan» партиясының төрағасы Н.Ә.Назарбаевтың праймериздің басталуына байланысты үндеуі
17.08.20
Нурсултан Назарбаев принял Первого заместителя Председателя партии «Nur Otan» Бауыржана Байбек
17.08.20
Нурсултан Назарбаев назначил дату заседания бюро политсовета партии «Nur Otan»
17.08.20
Участвую в праймериз, чтобы голоса инвалидов были услышаны – Канат Байбуров
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Оцените работу движка

Наши партнеры

Наверх